Музыкальное Движение

Музыкальное движение - особый вид искусства, где пластическое, выразительное движение возникает из спонтанного эмоционального отклика на музыку - т.н. танец "из музыки". Он родился в ходе работы студии "Гептахор" (от греческого слова "гепта" - семь, "хорос" - пляска), сложившейся в начале ХХ века в С.-Петербурге под руководством Стефаниды Дмитриевны Рудневой и шести ее сподвижниц - выпускниц Высших Бестужевских Курсов.

Любая музыка несет в себе не только слуховую и эмоциональную, но также и двигательную информацию.

Свободные, выразительные, естественные движения, возникающие как впечатления от звучащей музыки, основанные на расслаблении и напряжении мышц тела, правильном дыхании, осознании импульса и инерции в движении. Большая свобода, использование пространства, как равноправного партнера - все это является чертами свободного пластического танца. Очень похожи в своих проявлениях различные техники танца модерн, современный балет и так называемая контактная импровизация.

Что же отличает музыкальное движение от других школ танца модерн, типа contemporary, counter technique, техники Muller и др.?

Танец модерн делает огромные шаги в сторону пластики, но при этом его исполнители часами стоят у хореографического станка, а музыка используется как ритмический аккомпанемент на 2, на 3 и 4 счета.

В чем же тогда совпадение и отличие музыкального движения от различных пластических методик, выживших в суровое время советской действительности? В частности от гармонической женской гимнастики Л.Н.Алексеевой (ученицы И. Дункан), или от эзотерической, философской эвритмии Рудольфа Штайнера, или от других пластических студий. Внешне все эти школы очень похожи. Все двигаются босиком (или в носках) в свободных туниках. И импульс к движению дает музыка. И классическая музыка везде играет ведущую роль.

Совпадение в том, что в момент движения происходит проникновение в музыку "изнутри". Идет внутреннее пропевание, вслушивание, сильное эмоциональное переживание, которое охватывает танцующего человека.

Отличие состоит в том, что в музыкальном движении есть особый подход к дыханию. Это очень естественный и одновременно трудный момент. Тот, кто научится дышать, кто освоит различные техники дыхания (диафрагмальное, верхнее, полное) - поймет основное в музыкальном движении. Надо понять, что музыка это живой организм, который дышит и переживает, и, двигаясь из музыки, надо продышать всем телом период звучания и понять его изнутри. Дыхание от сердца до периферии растекается по всему телу (мы говорим "от головы до кончиков пальцев"), рождает движение, сохраняя его естественность. Каждая клеточка, в буквальном смысле, дышит вместе с музыкой, ощущая моменты катарсиса, т.е. очищения.

Это и есть целостный подход в методике музыкального движения, необходимость которого подчеркивала С. Д. Руднева. Любое музыкальное упражнение с самого начала не разучивается, а переживается и проживается в пластическом, выразительном движении каждым танцовщиком индивидуально (искренне, без изобразительных эффектов), в зависимости от его физических и эмоциональных способностей. Именно поэтому индивидуальное переживание и выражение одного и того же музыкальное произведения разными танцорами приводит к созданию существенно отличающихся композиций.

В момент погружения в музыку категорически исключено редуцированное (расчлененное) восприятие. Исключается двигательный ответ на определенные элементы в музыке, т.е. только на ритм, только на мелодию, или отдельно на какой-то голос в многоголосии. Нет стандартных поз и позиций. Исключено разучивание новых упражнений отдельными частями тела. Исключено словесное сопровождение (в виде замечаний и советов) во время звучания музыки. В музыкальном движении музыка не подбирается для определенного гимнастического замысла, а движения не подбираются под музыку. Они рождаются, как бы "вытекают" из нее. Происходит глубокое погружение в ткань музыки, при этом танцует все: и душа, и тело, и разум, и эмоции, и воображение - все ваше существо

Целостное восприятие не исключает теоретический анализ деталей, но только после звучания музыкального произведения или его отрывка. Здесь мы уже говорим об общем характере или характере частей, анализе музыкальной формы, образе, пластическом воплощении, направлении движения, правильном дыхании, расслаблении, напряжении и т.п. Этот момент очень важен для гармонизации логики и интуиции у человека, двух его начал - рационального и эмоционального.

Музыка главная на занятиях по музыкальному движению. Спектр используемой музыки огромен: классическая и романтическая, старинная, современная, джазовая и народная (в методическом материале есть английские и французские, венгерские и русские мелодии). Те, кто занимается музыкальным движением, могут понять любую музыку (и классическую, и современную, и джаз, и рок, и ориентальную, и народную). И главное - могут двигаться с ней, понимая отличия, интонации, ее характер и нюансы.

Методика музыкального движения имеет апробированную теоретическую и практическую основу и использует специальные упражнения: а) тренинг без музыки - РМЧ - развитие мышечного чувства; б) дыхательные упражнения; в) более 300 упражнений с музыкой, разделенные на 3 этапа по своей сложности. Каждое упражнение имеет описание с точки зрения музыки, движения и образа. Все упражнения описаны основательницей музыкального движения С.Д.Рудневой. Выпущено несколько учебников по музыкальному движению для занятий с дошкольниками и школьниками, охватывающие упражнения 1-ого этапа. К сожалению, не издан материал 2-ого и 3-его этапов.

Используются естественные выразительные виды движений: ходьба, прыжки, поскоки, движения плавные, пружинные, маховые, бросковые. Есть упражнения на продвижение и пространственные коллективные композиции.

На занятиях всегда звучит живая музыка в исполнении концертмейстера высокого класса.

Все занятия музыкальным движением эмоционально окрашены и проходят в благоприятной психологической атмосфере. Это способствует усилению работы различных функций организма, развивая одновременно Дух - Тело - Разум. Действие эмоций можно сравнить с действием физических сил - электрических, магнитных. Разные эмоции по-разному сказываются на энергетических затратах человека. Положительные эмоции, включенные на занятиях по музыкальному движению, ведут к хорошему настроению и максимальной эффективности от занятий. И здесь важен не только результат деятельности, но и сам процесс - он захватывает, увлекает.

У тех, кто танцует, поднимается тонус мышечной сферы, развивается координация, умение работать в контакте с другими. Психологи, нейрофизиологи показывают, что через мышечную активность происходит интеллектуальное развитие. Усиливаются различные виды восприятия (слуховые, музыкальные, осязательные, зрительные, двигательные). Развивается творческое воображение и творческая активность. Н.П.Бехтерева пишет в своей книге "Магия мозга и лабиринты жизни" (изд. "Сова",2007 г.): "Для сохранения индивидуума и общества развитие творческих способностей является естественным и единственным залогом процветания нашей планеты. Важно не только сохранить, но и развить способность творчества - основную драгоценность мозга человека".

Особое место на занятиях отводится импровизации - моменту полета фантазии, творческому поиску на ваших глазах, самостоятельному двигательному ответу на музыкальные произведения разнообразного характера. Практически у каждого раскрываются актерские и творческие способности.

Результатом комплексной работы на занятиях становятся небольшие танцевальные миниатюры в виде законченных, высокохудожественных упражнений или музыкально-пластические импровизации и композиции. Последователи метода стараются передать новому поколению историческую ценность: постановки Изадоры Дункан, Стефаниды Рудневой и Эммы Фиш (сподвижницы и руководителя студии "Смотрите: музыка!" в Москве в 50-60 г.г. ХХ века).

Музыкальное движение - не застывшая система эстетического воспитания. Со временем и с приходом новых преподавателей она приобретает новые интересные дополнения и находки. Рождаются новые упражнения. И это хорошо, т.к. то, что не меняется, то исчезает.

Важна также доступность в занятиях музыкальным движением.

Это могут быть группы детей и родителей с детьми, а также женщин и мужчин любого возраста, любой физической подготовки, любой комплекции. Есть интересный опыт работы с беременными женщинами, которые танцевали с первых недель беременности до самых родов. Одна из женщин после родов пришла на занятия с двухнедельной дочкой в "кенгурушке", а позже несколько лет подряд ходила с ней на занятия женской группы.

Занятия по музыкальному движению могут проводиться длительно, как, например в Детском английском музыкально-пластическом театре "The Island of Dream" (с1993 г. в "Мини-школе" №1301, а теперь в НОУ шк. Сотрудничества) или в танцевальной студии "Терпсихора" (с 1997 г.). В Москве и С.-Петербурге работают другие студии, где ведутся занятия по музыкальному движению. Методика музыкального движения представляется на тематических семинарах, фестивалях, концертах, мастерских и в виде мастер - классов.

Для занятий необходим большой (не менее 50 м), чистый, хорошо проветриваемый зал. Полы должны быть гладкими без заноз или с твердым ковровым покрытием, т.к. все танцуют босиком. Музыкальное движение предполагает хорошо звучащую аппаратуру и хорошо настроенное фортепиано. Для занятий, показов и выступлений нужны легкие, натуральные ткани, из которых шьются туники (хитоны) и делаются шарфы.

Музыкальное движение помогает открыть в себе неожиданные физические возможности, новое в сфере творчества, социальных, личностных, индивидуальных и партнерских отношений. Вы найдете новых друзей, откроете новый увлекательный мир, научитесь управлять собой, свободно двигаться, ощущать гармонию в себе, в жизни и окружающем Мире.

Текст: Татьяна Трифонова, Ирина Дмитриева